-
Faberlic Основание 1997 год Основатели Алексей Нечаев Расположение Россия, Москва Отрасль cosmetic industry[d] Сайт faberlic.com Faberlic («Фаберлик») — российская компания прямых продаж, производитель косметики, одежды, аксессуаров и обуви. Была учреждена в 1997 году, под нынешним названием работает с 2001 года.
Содержание
История
Основатель компании «Фаберлик» Алексей Нечаев и её первый генеральный директор Александр Даванков познакомились в пионерском лагере, оба закончили Московский государственный университет и вместе начали заниматься бизнесом. В середине 1990-х они познакомились с концепцией сетевого маркетинга и начали продавать по этой модели биологически активные добавки и бытовую химию. В 1998 году Нечаев и Даванков приобрели патент на накожное использование перфторана — разработанной в СССР эмульсии, способной к переносу кислорода и получившей широкое применение в качестве искусственной крови во время войны в Афганистане[1]. Кислородная эмульсия легла в основу кислородосодержащих кремов, с которыми партнёры вышли на рынок косметики под брендом «Русская линия». На фоне экономического кризиса 1998 года иностранные производители косметики сократили поставки и свернули рекламу, что помогло российским компаниям средне-нижнего и нижнего ценового сегмента, в том числе «Русской линии»[2].
В 2001 году «Русская линия» была переименована в «Фаберлик», что может быть вольно переведено как «мастер над образом». По словам Нечаева, переименование понадобилось в связи с выходом на иностранные рынки, где предпринимателям требовалась ранее не зарегистрированная торговая марка с благозвучным названием, не предполагающим ассоциаций с Россией[3][4][5].
Деятельность
Косметика и бытовая химия
Косметическое производство «Фаберлик» расположено на Никопольской улице в районе Бирюлёво Западное в Южном административном округе Москвы. На 2017 год площадь производственных, офисных и складских помещений предприятия составляла 45 тысяч м². Там же расположен собственный центр научных разработок «Фаберлик». Штат предприятия — 855 человек. В 2017 году «Фаберлик» направил в московскую мэрию заявку на присвоение фабрике статуса промышленного комплекса, который предполагает ряд налоговых льгот и возможность субсидировать процентную ставку по кредитам на приобретение оборудования[6].
В 2004 году «Фаберлик» приобрёл расположенную неподалёку от основного производства косметическую фабрику в Ступинском проезде, построенную в 1989 году для «Сореаля» — совместного предприятия «Мосбытхима» и концерна L’Oréal[7]. Близкий к компании источник «Коммерсанта» оценивал сделку в 10—15 миллионов долларов, инвестиции в модернизацию производства — в 5—10 миллионов. В 2010 году Александр Даванков выкупил часть площадки у «Фаберлик» для организации собственного проекта — «Лаборатории индивидуальной косметики» под торговой маркой I.C.Lab[8].
Одежда и аксессуары
Первые эксперименты «Фаберлик» по продаже женской и детской одежды относятся к 2013—2014 годам, с 2015 года компания системно работает в сегменте быстрой моды (англ. fast fashion), регулярно выпуская новые коллекции[5]. Помимо моделей собственной разработки, «Фаберлик» выпускает коллаборации с известными российскими дизайнерами. В 2016 году дизайнер Алёна Ахмадуллина создала для «Фаберлик» три капсульные коллекции[9]. В начале 2017 года компания в сотрудничестве с модельером Валентином Юдашкиным выпустила коллекцию одежды, аксессуаров и парфюма[10]. На Неделе моды в Москве в октябре 2017 года коллаборацию с «Фаберлик» представил стилист Александр Рогов[11]. Кроме того, в 2017 году компания открыла в петербургском творческом пространстве Artplay собственный инкубатор для дизайнеров одежды Faberlic Creative Bureau. Через конкурсные процедуры компания отобрала из 400 заявок 10 участников очной образовательной программы для дальнейшего сотрудничества[12].
Первоначально контрактное производство одежды было организовано преимущественно в Китае, Бангладеш и Узбекистане, а на российских подрядчиков приходилось около 10 % выпуска. Однако девальвация рубля в 2014—2016 годах сделала экономически оправданным открытие собственного производства в России. В мае 2017 года компания открыла первую швейную фабрику в городе Фурманов Ивановской области. В первую очередь в Фурманове было локализовано производство женских водолазок, в планах компании — выпуск нижнего белья, пижам и колготок. В перспективе компания планирует разместить в России линии по производству трикотажных тканей и пошиву верхней одежды[4][13][14].
Faberlic FMCG Accelerator
В мае 2016 года «Фаберлик» совместно с инвестиционной фирмой Global Venture Alliance открыл корпоративный бизнес-акселератор Faberlic FMCG Accelerator. Программы предакселерации, онлайн-акселерации и очной подготовки предназначена для поиска идей, дополняющих основные бизнес-направления компании, и ориентирована на стартапы из сфер красоты, моды, питания и товаров для семьи и дома[10]. В 2016 году «Фаберлик» отобрал из 250 кандидатов 5 перспективных проектов[4][15].
Сетевой маркетинг
Компания активно пользуется сетевиками, которые реализуют продукцию Faberlic согласно МЛМ. Сетевики Faberlic довольно жёстко конкурируют с Avon. Неоднократно на YouTube появляются критикующие и «разоблачающие» видео в адрес сотрудников конкурирующих компаний[16][17][18].
Компания
Собственники и руководство
В первые годы существования «Фаберлик» Нечаев инвестировал в компанию два миллиона долларов личных и миллион заёмных средств и до 2000 года был единственным владельцем компании. В 2000 году Александр Даванков, занимавшийся операционным управлением, реализовал опцион на 10 % «Фаберлик». В 2010 году он обменял свою долю на часть производственной площадки предприятия в Ступинском проезде. В результате сделки Алексей Нечаев стал владельцем более 99 % компании: по собственному признанию предпринимателя, владельцем 1 акции «Фаберлика» является его дочь Дарья Нечаева[4][8].
Финансовые показатели
По данным РБК, выручка «Фаберлик» в 2016 году составила 23 млрд рублей[4]. 12,96 млрд выручки принесли продажи косметики и парфюмерии, еще 4,8 млрд — одежды и аксессуаров, на товары дома и здоровья пришлось 3,23 млрд, около 390 млн составили иные доходы[4].
Признание
- С 2006 года «Фаберлик» входит в мировой рейтинг крупнейших косметических компаний издания Women's Wear Daily[en], где является единственным представителем России. В 2015 году компания также заняла 3 место в списке самых быстрорастущих косметических компаний, составленном WDD[10].
- В 2010—2014 и 2017 годах «Фаберлик» входил в список крупнейших косметических компаний, составленном журналом Direct Selling News. В года компания заняла 48 место в рейтинге с заявленной выручкой в 365 миллионов долларов по итогам 2016 года[19].
- В 2015—2017 годах «Фаберлик» становился лауреатом премии «Права потребителей и качество обслуживания» в категории товаров народного потребления, а в 2017 году — также в категории «Выбор потребителей»[20][21].
- В 2014—2016 годах продукция «Фаберлик» была отмечена несколькими национальной премии «Моя косметика», совместно учреждённой Российской парфюмерно-косметической ассоциацией совместно с косметической выставкой Intercharm[en][22][23][24].
- Коллекция Faberlic by Alena Akhmadullina была отмечена премией PROfashon Awards 2016 в номинации «Fashion-коллаборация года» с комментарием «за создание доступной коллекции от российского дизайнера»[25].
- 13-е место в рейтинге самых быстрорастущих компаний России, по версии РБК[26].
Примечания
- Тайна "голубой крови": Трагическая судьба создателя перфторана. Москва 24 (21 января 2015). Проверено 19 марта 2018.
- Аркадий Поддубный. Тепличные растения // Эксперт Северо-Запад. — 2005. — № 9 (214).
- Елена Алеева. "'Мечтать!' — это приказ". Коммерсант (9 ноября 2005). Проверено 19 марта 2018.
- Анна Левинская. Капитан Нечаев: зачем владельцу «Фаберлик» два бизнес-акселератора. РБК (11 мая 2017). Проверено 19 марта 2018.
- Татьяна Гурова, Вера Краснова. Не существует секретного ингредиента // Эксперт. — 2016. — № 42 (1004).
- В Москве производится около 14 процентов российской парфюмерно-косметической продукции. Официальный сайт мэра Москвы (17 апреля 2017). Проверено 19 марта 2018.
- Шабанова Ирина Николаевна. Кто запудрит всю Россию. Профиль (8 марта 2004). Проверено 19 марта 2018.
- Ирина Парфентьева. Косметический разбор. Коммерсант (20 января 2010). Проверено 19 марта 2018.
- Анна Шилова. Алена Ахмадуллина создала линию одежды в среднем ценовом сегменте. Ведомости (22 июня 2017). Проверено 19 марта 2018.
- Наталия Жукова. «Лучше вместо яхты купить еще один завод». Ведомости (20 марта 2017). Проверено 19 марта 2018.
- Анна Денисова. Неделя моды в Москве: основные показы, новые бренды, интересные тенденции. Grazia (20 октября 2017). Проверено 19 марта 2018.
- Ирина Осиновская. Faberlic станет fashion-инкубатором для молодых дизайнеров. Ведомости (15 ноября 2017). Проверено 19 марта 2018.
- Анна Левинская. Российский производитель косметики Faberlic построит одежную фабрику. РБК (7 апреля 2016). Проверено 19 марта 2018.
- Первая швейная фабрика "Фаберлик" заработала в Ивановской области. РИА Новости (31 мая 2017). Проверено 19 марта 2018.
- Мария Подцероб, Светлана Шаповалова. Как российские потребительские компании сотрудничают со стартапами. Ведомости (26 января 2018). Проверено 19 марта 2018.
- ПОЧЕМУ Я УШЛА ИЗ ФАБЕРЛИК И КАК Я ЧЕРЕЗ 1,5 ГОДА НАЧАЛА ЗАРАБАТЫВАТЬ 250 000 РУБ В МЕСЯЦ!
- Faberlic. Direct Selling News. Проверено 19 марта 2018.
- Лауреаты. Премия «Права потребителей и качество обслуживания». Проверено 19 марта 2018.
- Состоялась Церемония награждения премии «Права потребителей и качество обслуживания». Эксперт Online (22 июня 2017). Проверено 19 марта 2018.
- Итоги I Национальной премии «Моя косметика». Российская парфюмерно-косметическая ассоциация (8 декабря 2015). Проверено 19 марта 2018.
- Итоги II Национальной премии "Моя косметика". Российская парфюмерно-косметическая ассоциация (18 декабря 2015). Проверено 19 марта 2018.
- Объявлены победители и лауреаты 3-ей Национальной премии "Моя косметика". Российская парфюмерно-косметическая ассоциация (10 ноября 2016). Проверено 19 марта 2018.
- Подведены итоги премии PROfashion Awards 2016. PROfashion (4 декабря 2016). Проверено 19 марта 2018.
Рейтинг РБК: 50 самых быстрорастущих компаний России. РБК (16 ноября 2016). Проверено 19 марта 2018.